Все меньше времени остается до юбилея Pradar Club, а как о многом хотелось бы успеть вспомнить и рассказать! Сегодня мы затронем чешский период из нашей истории, полистаем чешский фотоальбом и вы узнаете, с чего начинался "Прадар", какие слова повергли в шок и ступор харьковского бандита по кличке Барсик, не желавшего выпускать коневозку с купленными для "Прадара" лошадьми за ворота харьковского ипподрома, о звездах клуба в те годы, благодаря которым о "Прадаре" услышала вся Чехия и как сложилась их судьба.
Мозаика на стенах еще недавно блистательного здания обветшала и частично осыпалась, в углах на ветру дрожала паутина, лошадь Гран-при, исхудавшая до состояния велосипеда, погибла на глазах от истощения и несоразмерных с недостаточным кормом нагрузок. А сами друзья, замечательные всадники, чемпионы Советского Союза, в рваных бриджах и нечищенных сапогах (чего прежде никогда себе не позволяли!) с выражением пустоты и безнадежности в глазах говорили о том, что просто не понимают, как выжить в новых условиях.
Как несложно догадаться, наступили девяностые. Со всей их беспросветной разрухой. Но сдаться, принять и смириться - это последнее из всего, что хотелось бы в этой ситуации сделать!
И после этого разговора возникает другой. Спонтанный. В Праге, в ресторане "La Provance". Давно живущие в Чехии Геннадий Кузьмин с супругой Ольгой, выслушав рассказ Виты, вдруг подхватывают: "Да! Мы тоже очень хотим создать что-то свое, какой-то новый, интересный проект, что-то для души! Давай сделаем это вместе, в Чехии!".
Так появилась первая конюшня, которую перестраивали из свинарника на деньги, сэкономленные на ремонте собственной квартиры. По России и в особенности по Украине, где в те годы прекрасные молодые лошади продавались по баснословно низким ценам, поехали коневозки в поисках "бриллиантов". "Бриллианты" после покупки приходилось отчищать от настолько плотной корки навоза, что лишь после этого становилась очевидной настоящая масть молодых лошадей!
И, как характерная примета девяностых - столкновение с бандитом Барсиком, не желавшим выпускать коневозку с только что купленными лошадьми за ворота харьковского ипподрома. Прервав служебное совещание, Барсику позвонил Владимир Козлов, в те годы - заместитель министра внутренних дел. И вынужден был сказать ему следующее: "Барсик, что такое харьковский "Беркут" ты представляешь? Я сейчас наберу номер телефона и через 15 минут...". Больше Барсику ничего объяснять не пришлось. Коневозка покинула ипподром незамедлительно.
Кстати, именно на Украине был куплен жеребец Прадар, подаривший клубу свое имя. Прадар был отличной конкурной лошадью, он был приобретен после успешного выступления на турнире, где только что с легкостью отпрыгал два гита с высотой препятствий 160 см. В дальнейшем жеребец был продан дочери одного очень состоятельного чешского бизнесмена и внес существенную лепту в капитал клуба. Благодаря хорошей подготовке и дальнейшей перепродаже лошадей капитал рос на глазах, а "Прадар" вскоре обзавелся собственным конноспортивным комплексом.
Звездой клуба в то время был высококлассный всадник, Сергей Мотыгин. Его победы на конкурных турнирах привели к тому, что о "Прадаре» заговорила вся Чехия. Сергей Мотыгин был настолько талантлив, что пятикратный олимпийский чемпион, легенда мирового конкура Ганс-Гюнтер Винклер, увидев Сергея, провел тренировку с ним с горящими глазами, ставя ему препятствия разной степени сложности собственными руками! Сергея пригласили в величайшую команду, All Moksel Team, воплощенное исполнение самых дерзких желаний любого всадника.
Но его жена Здена, практичная чешка, сказала: "Нет. В первый год мы там ничего не заработаем".
... А Виту Козлову не покидала ее собственная мечта. О возрождении великой советской выездки. Подробнее об этом - в следующих сериях.